Никита Аронов
Учись, сестра!
Первые медсестры онкогематологических отделений прошли специальный учебный курс, разработанный на деньги Фонда семьи Тиньковых. Всего обучить планируется 2 тысячи сестер со всей страны, а как результат – повысить статус этой профессии и качество помощи гематологическим больным. Организаторы учебы и первые выпускницы поделились с Кровь5 своими впечатлениями.
– Когда центральный венозный катетер закупоривается, обычно мы просто меняем его на новый, хотя это травматично для пациента. А тут нас научили, что катетер иногда можно спасти, и показали, как это делается, – рассказывает старшая сестра онкогематологического отделения Иркутской областной клинической больницы Тамара Чикичева.
Она работает в отделении уже 41 год. Как пришла после колледжа в 1981-м, так и осталась. У нее высшее сестринское образование, 32 сотрудника среднего медперсонала в подчинении. Казалось бы, чему такого опытного человека научишь? Однако с учебы в Москве, которую организовал для медсестер со всей страны Фонд семьи Тиньковых (ФСТ), Тамара Викторовна вернулась в полном восторге.
Вообще-то все медработники в России должны раз в пять лет проходить переобучение для продления аккредитации. Оно занимает 144 академических часа, но зачастую не дает опытным медсестрам ничего нового.
– Предыдущее мое обучение – просто сестринское дело в терапии. Рассказывали то, что я и так давно знаю, – признается Чикичева. – А тут была именно гематология. То, что нужно нам. Например, показывали, как проводится таргетная терапия. Или как правильно работать с цитостатиками. Как ухаживать за микозами (грибковыми поражениями. – Кровь5) у пациентов.
– Медсестра в онкогематологии – это ведь совершенно отдельная профессия. Тут и хирургические процедуры, и терапевтические: антибиотики, разведение цитостатиков, уход за стомами (это искусственное отверстие между органом и внешней средой. – Кровь5), – перечисляет другая слушательница курса Татьяна Киселева, старшая медсестра отделения гематологии и химиотерапии Краевой клинической больницы №1 в Хабаровске.
При этом на онкогематологических сестер нигде в России не учат. Все специальные знания сотрудник получает в отделении от старших товарищей, а практикуется фактически на живых пациентах.
– Мы всему всегда учились у старших коллег, – говорит подчиненная Татьяны, процедурная сестра Елена Потемкина, тоже только что вернувшаяся из Москвы. – А если не хватало какой-то информации, просто искали ее интернете. Причем не по-английски, конечно. Искали, что по-русски написано.
Конечно, английскому в колледжах учат. Но часто даже хуже, чем в хороших школах. Да и в принципе претензий к среднему специальному медицинскому образованию в России много.
– А что поделать, если в колледжах огромный дефицит хороших преподавателей? Зачастую ведь люди там работают по 30 лет и все эти годы одно и то же рассказывают, – констатирует Наталья Буянова, заместитель директора Медицинского колледжа РАМН по дополнительному образованию. – И курс, разработанный по инициативе ФСТ для медсестер, призван как-то исправить ситуацию.
Важная профессия
Первая часть курса – дистанционная. Это видеолекции, записанные с лучшими преподавателями, разделенные на пять больших модулей, по неделе каждый. После их прохождения 16 участниц первого потока привезли в Москву. Сначала они два дня провели в колледже РАМН, где учились и практиковались на тренажерах.
– У них в медколледже замечательные муляжи, шестого поколения, – отмечает Наталья Столбова, главная медсестра Кировского НИИ гематологии и переливания крови, крупной клиники, где уже давно проводятся пересадки костного мозга. – Мы на них закрепляли навыки.
Чего тут для обучения только нет, даже устройство дополненной реальность, позволяющее практиковать наложение электродов для снятия ЭКГ. А еще есть специальный тренажер, где, задавая вопросы виртуальному пациенту, надо выявить у того признаки септического шока – частая, кстати, ситуация в онкогематологии. К тому же медсестры работали в команде, решали ситуационные задачи. В общем насыщенно проводили время.
Затем слушательниц разделили на две группы и отправили по очереди стажироваться в Центре Димы Рогачева и в НМИЦ гематологии. Первая из этих клиник произвела на медсестер из регионов особенно сильное впечатление. И то, как устроены боксы, и организация процедур, и удивительный пищеблок.
От НМИЦ гематологии восторгов меньше, зато там медсестрам удалось присутствовать при донации костного мозга.
– Мы в нашей больнице только недавно начали делать аллогенные трансплантации костного мозга. Но забор всегда делают наши коллеги в другом отделении и методом афереза, а тут мы своими глазами увидели, как клетки забирают из кости. Это было очень интересно, – говорит Тамара Чикичева.
– Очень понравилось, как организована работа медсестер в Рогачевском центре. У них там выделен специальный человек, который разводит в вытяжном шкафу все препараты для химиотерапии. А у нас каждая сестра, которая должна ставить препараты, сама же их и разводит, – рассказывает Наталья Столбова. – Вообще было очень интересно посмотреть, как у других поставлена работа.
Дело в том, что врачи постоянно так или иначе обмениваются опытом. Ездят на конференции, стажируются, читают статьи коллег. А у российских медсестер такой возможности нет.
Новые сотрудники черпают опыт у старших коллег из того же отделения и по большому счету варятся в собственном соку. Одна из целей, которые хочет добиться ФСТ этим обучением, – это как раз дать медсестрам возможность регулярно обмениваться опытом.
– В перспективе мы хотим создать ассоциацию сестер онкогематологического направления, – объясняет руководитель образовательных программ ФСТ Юлия Девятовская. – Среди задач этой учебы – выявить самых мотивированных и заинтересованных. Впрочем, в первом нашем наборе все 16 участниц оказались такими.
В планах на будущее – конференции, стажировки для самых мотивированных медсестер. А в идеале – создание сообщества, где средний медицинский персонал разных клиник сможет обмениваться опытом.
– В России есть Ассоциация хосписной помощи, которая проводит конференции для паллиативных медсестер. А вот у онкогематологических медсестер никакого объединения пока не было, – отмечает Наталья Буянова из медколледжа РАМН.
Собственно, учеба медсестер – часть системной работы ФСТ по повышению качества онкогематологической помощи. Еще раньше были запущены курсы для врачей лабораторной диагностики, гематологов, трансфузиологов. Но одними докторами все проблемы не решить.
– Ведь именно медсестра проводит с пациентом больше всего времени, – замечает Юлия Девятовская.
Один из учебных модулей, например, полностью посвящен юридическим и психологическим аспектам взаимодействия с пациентом. В его разработке принимал участие психолог Центра Димы Рогачева.
Но есть задача глобальная – изменить статус самой профессии в России.
– Медсестра в европейской или американской клинике имеет свое мнение, к которому прислушиваются врачи. Она не просто исполнитель, как у нас, – объясняет Девятовская. – Именно сестра может заметить ошибку в назначении, может быстро отследить изменение состояния и срочно доложить доктору. Наша задача – сделать их помощниками врача, дать им голос.
Обучение обходится фонду недешево. Затраты на пять модулей составили порядка 2 млн рублей: тут и зарплаты преподавателей, и студийное оборудование, и съемка с монтажом. Плюс обучение каждой медсестры – это в среднем 150 тысяч рублей с учетом перелета, проживания, хирургического костюма, оплаты услуг колледжу. Однако фонд готов тратить такие деньги. В этом году планируется обучить 200 специалистов. А программа-максимум предполагает охватить 2 тысячи медсестер. Сейчас в Москве учится второй поток, а заявки поданы уже до пятого.
Первый эффект
Татьяна Киселева вернулась в Хабаровск с готовым планом. Она хочет добиться от руководства больницы оборудования симуляционного зала с современными тренажерами и организовать учебу медсестер отделения с индивидуальным подходом. А еще собирается изменить процесс подачи еды – чтобы она поступала в одноразовых упаковках, как в Центре Димы Рогачева.
У хабаровской процедурной медсестры Елены Потемкиной свои идеи.
– Хотелось бы изменить формат работы в отделении, – рассказывает она. – Например, у нас процедурная медсестра делает практически все: и перевязывает, и препараты разводит, и капельницы ставит. При этом палатная медсестра занимается только уходом за пациентами и раздает таблетки. Мы хотим часть функций палатных сестер переложить на младших медсестер, и чтобы палатные помогали процедурным.
Тамара Чикичева сейчас готовит небольшую лекцию по материалам изученного для всего отделения.
А еще задумала всякие небольшие нововведения. Например, повесить в отделении бесконтактные дозаторы кожного антисептика.
Как руководитель она планирует четко прописать для своих подчиненных стандартные операционные процедуры – как прописывают процессы в хорошо налаженном бизнесе. Медсестра – это фактически не одна профессия, а две. Старшие и главные медсестры – это управленцы, и для них, по идее, напрашивается отдельный курс, управленческий.
– Его мы тоже планируем разработать, – заявляет Юлия Девятовская. – Еще один план – сделать карманный справочник для сестер. Мы об этом задумались, когда увидели, что наши ученицы активно фотографируют инструкции по разведению препаратов, которые распечатанные и заламинированные лежат во всех процедурных кабинетах Центра Димы Рогачева.
Учебный курс – не что-то статичное, раз и навсегда разработанное. Он будет меняться и дополняться. Ведь без постоянного обновления знаний профессия медика в современном мире немыслима – будь то врач или медсестра.
Фото предоставлены образовательной программой Фонда семьи Тиньковых
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5