Я и Ы краткое – Кровь5
19 июля 2019 г.
Я и Ы краткое

Мария Белова

Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
У входа в священную рощу в Национальном музее республики Марий Эл. Фото из Instagram Марии Беловой


Коренное население республики Марий Эл — это марийцы (черемисы): луговые и горные. Луговые живут в основном вокруг Йошкар-Олы, на левом, луговом берегу Волги. Горные, соответственно, осели на правом, горном берегу. Есть еще восточные мари, но они чаще живут в Башкирии и Приуралье.

Скажу сразу: я — русская. Мои пращуры приехали из Кировской области, да так тут и остались. 16 лет я жила среди горных марийцев, но потом судьба перебросила меня к луговым. Пришлось заново учить язык. Горные не всегда понимают луговых, луговые — горных; их говоры сильно разнятся, более того — отличается даже алфавит. Например, у луговых есть носовой звук «н» (напоминающий французское en), а у горных — нет. Зато в горномарийской азбуке есть звук «ы краткое».

Еще со школьных уроков по культуре родного края я усвоила, что марийцы — народ вольный и доставлял местной власти хлопот не меньше, чем татарское иго. То войной пойдут на ставленников русского царя, то к Степану Разину примкнут, то к войскам Емельяна Пугачева, то на вилы поднимут агитатора советской власти. В общем, скучно тут никогда не было, что на левом берегу, что на правом.

А еще их называют последними язычниками Европы. Слово «язычники» марийцы почему-то не любят, предпочитая называть себя «последователями традиционной религии». Все усилия обратить черемисов в православие с треском проваливались. Они продолжают молиться Большому Белому Богу (Ош Кугу Юмо), чье дыхание — ветер, а радуга — лук, и проклинать его антагониста — Керемета, чье имя вообще нельзя называть.

Когда-то у горных и луговых мари было больше 100 богов. Сейчас времена изменились, из этого пантеона осталось не более 10. Тем не менее, марийцы уверены, что все мы — часть природы, которую следует почитать. Из этого поклонения проистекает и всеобщая гармония с собой и с миром. Своеобразный вариант поволжского буддизма.

Марийцы молятся богам в священных рощах (кстати, они охраняются государством), жертвуют им водоплавающих птиц (уток и гусей), деньги, хлеб или крупу, а руководит всем процессом карт — верховный жрец. Если вы думаете, что в рощи ходят только бабушки, заставшие Ленина, то ошибаетесь. Хорошо помню, как на кухне студенческого общежития, девочки обсуждали: «А ты ездила в июне на молебен? А я нет, сессия была. А что надела? Какой платок? А я вот платье купила белое, пока в шкафу висит. Жалко». Соседки охотно рассказывали о том, что лучше взять с собой в рощу, что надеть, как себя вести и пустят ли туда вообще. Оказалось, что пустят. Главное — не отсвечивать, не ходить во время моления и не выносить ничего из рощи. А что именно происходит в роще и про другие особенности национального колдовства я расскажу завтра.

Словарь марийского донора

Ото — роща

Надыр — жертва

Курык марий — горные мари

Олык марий — луговые мари

Кугу — большой

Ош — белый


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также