Я и Ы краткое – Кровь5
19 июля 2019 г.
Я и Ы краткое

Мария Белова

Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
У входа в священную рощу в Национальном музее республики Марий Эл. Фото из Instagram Марии Беловой


Коренное население республики Марий Эл — это марийцы (черемисы): луговые и горные. Луговые живут в основном вокруг Йошкар-Олы, на левом, луговом берегу Волги. Горные, соответственно, осели на правом, горном берегу. Есть еще восточные мари, но они чаще живут в Башкирии и Приуралье.

Скажу сразу: я — русская. Мои пращуры приехали из Кировской области, да так тут и остались. 16 лет я жила среди горных марийцев, но потом судьба перебросила меня к луговым. Пришлось заново учить язык. Горные не всегда понимают луговых, луговые — горных; их говоры сильно разнятся, более того — отличается даже алфавит. Например, у луговых есть носовой звук «н» (напоминающий французское en), а у горных — нет. Зато в горномарийской азбуке есть звук «ы краткое».

Еще со школьных уроков по культуре родного края я усвоила, что марийцы — народ вольный и доставлял местной власти хлопот не меньше, чем татарское иго. То войной пойдут на ставленников русского царя, то к Степану Разину примкнут, то к войскам Емельяна Пугачева, то на вилы поднимут агитатора советской власти. В общем, скучно тут никогда не было, что на левом берегу, что на правом.

А еще их называют последними язычниками Европы. Слово «язычники» марийцы почему-то не любят, предпочитая называть себя «последователями традиционной религии». Все усилия обратить черемисов в православие с треском проваливались. Они продолжают молиться Большому Белому Богу (Ош Кугу Юмо), чье дыхание — ветер, а радуга — лук, и проклинать его антагониста — Керемета, чье имя вообще нельзя называть.

Когда-то у горных и луговых мари было больше 100 богов. Сейчас времена изменились, из этого пантеона осталось не более 10. Тем не менее, марийцы уверены, что все мы — часть природы, которую следует почитать. Из этого поклонения проистекает и всеобщая гармония с собой и с миром. Своеобразный вариант поволжского буддизма.

Марийцы молятся богам в священных рощах (кстати, они охраняются государством), жертвуют им водоплавающих птиц (уток и гусей), деньги, хлеб или крупу, а руководит всем процессом карт — верховный жрец. Если вы думаете, что в рощи ходят только бабушки, заставшие Ленина, то ошибаетесь. Хорошо помню, как на кухне студенческого общежития, девочки обсуждали: «А ты ездила в июне на молебен? А я нет, сессия была. А что надела? Какой платок? А я вот платье купила белое, пока в шкафу висит. Жалко». Соседки охотно рассказывали о том, что лучше взять с собой в рощу, что надеть, как себя вести и пустят ли туда вообще. Оказалось, что пустят. Главное — не отсвечивать, не ходить во время моления и не выносить ничего из рощи. А что именно происходит в роще и про другие особенности национального колдовства я расскажу завтра.

Словарь марийского донора

Ото — роща

Надыр — жертва

Курык марий — горные мари

Олык марий — луговые мари

Кугу — большой

Ош — белый

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также