Алина Гришкина
Маша, кушай кашу!
Дети в мировом изобразительном искусстве
Дети для хорошего созерцателя — что-то наподобие огня, воды и других людей, которые непонятно чем заняты. То есть смотреть на детей можно если не вечно, то хотя бы некоторое время. Поэтому проект Кровь5 попросил искусствоведа Алину Гришкину собрать полтора десятка лучших, на ее взгляд, картин, посвященных детям — теперь вы можете разглядывать их, даже если поблизости не окажется какого-нибудь сорванца.
Кес Ван Донген, «Детская голова» (1948)
Да простит меня нидерландский фовист Кес ван Донген, но мальчишка будто наслушался песен Синатры и пытается подражать Аль Капоне. Кукольное, почти девичье личико, огромные, синющие глаза. Шляпа явно не по размеру, но как залихватски сидит она на густых, золотистых кудрях. Словно примерил и смотрит на себя в зеркало.
Алексей и Сергей Ткачевы, «Детвора» (1962)
Для начала — почувствуйте тепло от картин братьев Ткачевых. Какой прекрасный солнечный мир. Все в нем живет и трепещет. И легкие платьица, и прозрачная вода. Хрупкие ножки, будто стебельки цветов, будто зыбкое отражение в реке.
Мэри Кассат, «Юный Томас и его мать» (1893)
Вопреки мнению, что живопись — не женское искусство, Кассат стала первоклассным художником. У нее самой не было детей,но она умела их рисовать. Бесконечно чистые, милые и нежные образы написаны с огромной любовью.
Анри Жоффруа, «Договор» (нач. XX в.)
Гордая выправка и оружие наготове —настоящие воины. Неважно, что штанишки коротковаты и спадают чулочки. Похоже, ребятки задумали какую-то военную хитрость. Победа на их стороне.
Ван Йидун, «Девочка» (конец XX в.)
Ван Ийдун — китайский художник-реалист. Но эта картина вышла загадочной, почти мистической. Какой взрослый взгляд и мудрая сдержанная улыбка! За девочкой пристально наблюдает китайский воин со стены. Здесь потеряно время. Вокруг очень тихо и таинственно.
Эмилия Шанкс, «Куклы» (конец XIX — нач. XX в.)
Чистенькие и нарядные девочки сосредоточенно обшивают своих кукол-дочек. Это вам не пацаны, которые вечно носятся и набивают шишки и ссадины. Эти девочки сами, как куклы. Замерли, погруженные в мир материнства.
Анри Жоффруа, «Поздравление учителю» (1893)
С таким благоговением, будто на клиросе, поздравляют дети своего учителя. Французского художника Анри Жюля Жоффруа недаром называют «смиренным летописцем детства». Посмотрите, как бережно пухлые пальчики держат огромные букеты. Нежнейшие цвета, чистейшие образы.
Татьяна Дерий, «Маша, кушай кашу!» (2007)
Этой кукле очень повезло: какая заботливая у нее мама. Старательная, добросердечная. Сама еще и поесть-то не успела. Дует на кашу, чтобы ее малышка не обожглась.
Татьяна Чувашева, «Зеркало» (нач. XXI в.)
Эх, и о чем так задумался за маминым трюмо этот мальчуган? Что он там увидел? Вон какая шевелюра у Шекспира в отражении. Когда у него теперь такая же отрастет? А может смотрит на себя и думает: «Кто я?», «Что меня ждет впереди?».
Ганс Тома, «Детский хоровод» (1872)
Оторваться невозможно от этого странного хоровода. Дети будто перенесены сюда с другой картины с помощью «фотошопа». Девочка в черном — вообще отдельный портрет. А это немецкий художник Ганс Тома, который обожал вписывать в свои реалистичные пейзажи неожиданные мифологические и сказочные фигуры.
Сергей Римашевский, «Актриса» (2000-е гг.)
Воздушная девочка-облачко — создание белорусского художника Сергея Римашевского. Летела она, летела в своем волшебном мире детства, чуть задержалась и задумалась о чем-то своем, видать, грустном. Взрослеет.
Карл Ларссон, «Рождественское утро» (1904)
У шведа Карла Ларссона было трудное детство. Отец жестоко обращался с ним, мать много работала. Жили очень бедно. Может быть, именно это вдохновило его на то, чтобы воспитать самому 8 детей и запечатлеть их радостное и светлое детство в своих работах.
Борис Григорьев, «Портрет Кирилла, сына художника» (1920)
Это рука мастера Бориса Григорьева. Мир мальчика безмятежен и мечтателен. Нежный образ был бы слишком статичен, если бы не излом руки. Легкая неуклюжесть выдает мальчишеское смущение. Линии выступают на картине, придавая ей таинственный объем.
Леонард Фужита (Цугухару Фудзита), «Дети» (1956)
Фудзита сочетал Японию и Европу и в жизни, и в искусстве. Он покрывал холст особым составом молочного цвета, а масляные краски сочетал с японской тушью. Вот дети будущего. Энергичные и легкие. Решительные, хотя еще и неумелые. У каждого свой характер. Такие дети перевернут и изменят мир.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5