Машина, которая кормит и убивает – Кровь5
Бюллетень
Выпуск № 4

Павел Ломохов

Машина, которая кормит и убивает

Строгальный станок и ручная мельница. Гравюра из “Журнала натурфилософии, химии и искусств Николсона”, начало  XIX в.

За долгие годы работы в полиграфической отрасли я стал сторонником простой теории. Станок — это машина, которая нас кормит и убивает. Причем даже если ты высококлассный специалист, получаешь хорошие деньги и досконально изучил принципы работы того или иного агрегата, все равно ты не застрахован от того, что в следующий момент твои пальцы окажутся отдельно от тебя. А такие случаи бывали, и нередко.

Мне довелось работать в разных типографиях и комбинатах и, скажу прямо, некоторые коллеги, которые провели у станков целую жизнь и были гораздо старше меня, поражали своим бесшабашным подходом к рабочему процессу, особенно с точки зрения техники безопасности. В этом был какой-то фатализм, который меня даже пугал. С другой стороны, может, именно благодаря им я старался быть вдвойне осторожнее, пить водку не во время обеденного перерыва, а после смены, не класть руки на резак и так далее.

Впрочем, жизнь показывает, что и эти меры предосторожности могут не спасти. Возьмём, к примеру, бумагорезательную машину. Это один из наиболее опасных станков, так как большую часть работы оператор проводит в зоне опускания ножа. Я лично знал человека, едва не попавшего под такой нож, который вдруг начал опускаться сам — медленно, но верно. У этого есть научное объяснение: если станок 20-30-летней давности, то при скачках напряжения в типографии, когда на миг выключается весь свет, нож действительно может начать опускаться. Но никто толком не знает, в какой момент произойдет этот скачок напряжения. И как после таких случаев подходить к машине, даже если она тебя кормит?

Ответ один: надо постараться слиться с машиной, стать с ней одним целым. Научиться понимать ее, даже если ей 30 лет, а ты только что пришел из армии. У каждого правильно настроенного станка есть набор звуков, которые надо научиться различать. Надо слушать и слышать машину, и в случае чего она всегда скажет тебе: «Осторожно, здесь проблема!» Ты должен знать, с каким звуком вращается маховик на разных скоростях. Как гудит резательный станок, ожидая твоей команды. Как опускается прижим, как включается нож — и так далее. Это все равно что разбираться в звериных и птичьих голосах — навык, необходимый для охотника. Он сильно помогает уцелеть в лесу.

Портативный паровой двигатель МакМюррея, гравюра из “Журнала натурфилософии, химии и искусств Николсона”, начало XIX в.

Помню, как я сам впервые вошел в этот лес. Это было в 2006 году, когда я приехал на полиграфическую практику в Екатеринбург. И первое, что я увидел, был Он — немецкий газетный агрегат «Пламаг». Просто огромный, высотой с трехэтажный дом. Я спросил наставника — неужели эта штука еще и работает? По-моему, вполне достаточно, чтобы она просто стояла и украшала собой типографию. Оказалось, что работает, но только по ночам. Никакой мистики в этом не было — просто работа была так организована: на этом станке печатали газеты, которые поступали в продажу наутро.

Однако через месяц мне все-таки посчастливилось наладить контакт с агрегатом. Поскольку я был учеником наладчика, каждое утро мы совершали обход цеха, узнавая, нет ли неисправностей.

И вот нам сообщают, что ночью на «Пламаге» произошла поломка фальц-цилиндра. Есть там специальный механизм, который отвечает за транспортировку готовых газет в зону упаковки. Нам предстояло решить эту проблему до следующей рабочей смены, а точнее, решить эту проблему мог только я. Наладчик — здоровый уральский мужчина Сергей Дмитриевич — объяснил, что только при моем росте возможно залезть внутрь и устранить проблему. То есть мне предстояло с головой залезть в этот цилиндр и найти неисправность.

Я доверился словам наставника и полез. Единственная мысль, которая крутилась в голове — а что если он вдруг включится? Я успокаивал себя, что Сергей Дмитриевич, хоть и с юмором, а не послал бы меня, если б что-нибудь было не так. Но ведь были же случаи… И хорошо бы еще уборщица не поставила случайно ведро с тряпкой на пульт управления.

Внутри было темно и душно. Но уверенный голос Сергея Дмитриевича снаружи направлял меня, и довольно быстро я обнаружил и устранил поломку. До сих пор помню ощущение свежей черной краски на пальцах. Сколько я ни тер их мылом, она вообще не отмывалась, но это было неважно. Я остался жив. Более того, я починил станок размером с трехэтажный дом. Машину, которая кормит и убивает.

На другой день я пришел на работу раньше обычного. Еще снаружи услышал какой-то необычный механический звук, вошел в цех и замер. «Пламаг» работал. Я стоял и просто смотрел, как эта громадина производит газеты. Как уверенно транспортирует газеты в зону упаковки. Работал фальц-цилиндр! Тот самый, в котором я ковырялся, глотая пыль. Со стороны это выглядело, наверно, очень глупо, но я улыбнулся и помахал агрегату рукой. Это было настоящее счастье. Я ее починил, а она меня не убила. Мы поняли друг друга.

“Механическая энергия”. Популярные таблицы по натурфилософии, 1850. 


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Содержание бюллетеня