Павел Ломохов
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Я уже цитировал мысль одного автора, что вся наша жизнь — игра. Теперь пришло время к этому прибавить, что жизнь — еще и холодный математический расчет. Только осознание этого факта помогает мне идти по жизни ровно и не впутываться в различные мутные схемы, лотереи и розыгрыши. Часто приходится видеть на улицах города рекламу: «Купи билет за 500 рублей и получи шанс выиграть машину за миллион!». Сразу приходит мысль: это же редкое везение, настоящая удача, вот он, шанс на новенький автомобиль. Но тут же у меня в голове моментально перещелкивает, и перед глазами является строгая матрица. Я вижу цифры, строю варианты выигрыша и понимаю, что выходит, грубо говоря, пустота. Шансы мизерные. Чтобы организаторы могли купить автомобиль стоимостью миллион рублей за счет участников, им нужно собрать всего 2 000 билетов по 500 рублей. Но ведь участников лотереи по факту гораздо больше. Следовательно, чтобы оценить мои шансы на победу, я делю 1 на 2000, умножаю на 100 и получаю всего 0,05%. Банальная эрудиция, простая математика даёт мне понимание, как вскрыть этот жалкий обман и идти себе дальше, не обращая внимания на искушения.
Математика беспощадна, она работает по злому закону цифр. Конечно, люди, которые устраивают такие розыгрыши, заинтересованы в своей наживе и даже уверены в ней, ибо далеко не все знают о теории вероятностей. Что касается меня, я много времени провел, изучая этот процесс. И теперь внутри меня что-то загорается — всякий раз, когда мне предлагают победу в той или иной игре. Я сразу начинаю считать, набрасываю алгоритм и получаю схему, по которой можно сразу понять: имеет смысл ввязываться или не имеет? Этот способ мотивирует меня к решению важнейших задач, с которыми сталкивает нас жизнь.
Например, именно теория вероятностей дала мне понять, что только количеством можно победить рак крови. Я узнал, что шансы на совпадение донора и реципиента — 1 к 10 000. Когда же я разделил эти цифры и получил в процентах вероятность совпадения каждой пары, волосы зашевелились на моей голове. И я сразу же пошел и сдал кровь на типирование, и стал потенциальным донором костного мозга.
Как только я осознал важность теории вероятностей, я попытался использовать ее в жизни и довольно-таки преуспел. Скажем, в том же покере. Я подробно изучал статьи в интернете о вероятности сбора комбинации, думал, что мне будет легко. Считал, что в покере всё закономерно, все события происходят в этой игре с определённой цикличностью и связаны с теорией вероятностей. В этом же меня наперебой убеждали и те, с кем я играл.
С возрастом, правда, времени на изучение теории становилось все меньше, и, к сожалению, выигрывать тоже получалось не всегда. Возможно, дело еще в том, что теория вероятностей совершенно не учитывает отношения между людьми. Все отношения основаны на эмоциях, а их просчитать невозможно, так как там нет обычных элементов математики. С другой стороны, я чрезвычайно удачно женился. И в этом смысле, пожалуй, даже благодарен математике, что в этот раз обошелся без нее.
…
Бесконечные занятия математикой часто бывают сопряжены с психическими расстройствами. Основоположник теории множеств Георг Кантор страдал от маниакально-депрессивного психоза. Курт Гедель, доказавший теоремы о неполноте и ограниченности формальной арифметики, страдал от паранойи и анорексии и умер в результате нервного срыва.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5