Снежана Каратаева (текст)
Валерия Бекетова (рисунки)
Свои
Семейный альбом донора Елизаветы Редько
Елизавете Редько 29 лет, она живет в Краснодаре и работает педиатром. В детстве занималась балетом и пением, но все было забыто, как только на антресолях у бабушки обнаружились стеклянные шприцы. Елизавета начала лечить игрушки. Чтобы уколы куклам дали осмысленные результаты, семья решила познакомить дочь с реальностью: когда она выросла, ее отправили поработать санитаркой в хирургическом отделении. Все лето юная Елизавета Редько катала ватные тампоны, собирала бинты для перевязок и возила больных в операционную. Игры кончились, но это окончательно убедило девушку в необходимости стать врачом.
Сегодня Елизавета лечит детей, стоит на страже детского иммунитета, помогает бороться с аллергиями, а кроме того возглавляет врачебное сообщество «Самопровозглашенная линия доказательной медицины», которое проводит среди населения Краснодара санитарно-просветительскую работу. Каждый день Елизаветы расписан по минутам. Однако это не помешало ей вступить в Регистр доноров костного мозга. Вот что она сама об этом рассказывает:
«Как врач, я, конечно, знала, что такое пересадка костного мозга и кому она нужна. Но я всегда думала, что это только в фильмах есть какие-то базы доноров, а как это происходит в реальной жизни, даже не представляла. И про Национальный регистр узнала, когда увидела в интернете объявление о донорской акции. Зашла на сайт Русфонда, выяснила все подробности. В апреле 2018 года сдала кровь на типирование, а 29 декабря мне позвонили и сказали, что есть совпадение! Я очень обрадовалась, потому что всегда хотела спасти кому-то жизнь. Конечно же, я дала согласие, прошла повторное типирование. И мне пришел ответ, что я подхожу реципиенту на 100%. У него там, правда, есть и второй донор, так что теперь я жду окончательного решения врача: кто больше подойдет. Надеюсь, это буду я».
Пока Елизавета готовится стать донором, мы попросили ее показать несколько фотографий из семейного альбома и рассказать о своей семье. Ведь если процедура состоится, неизвестный больной вместе со стволовыми клетками костного мозга Елизаветы Редько получит всю историю ее рода. Вот несколько эпизодов этой истории.
Лиза в кругу однокурсников
«После девятого класса я поступила в медицинскую академию, а когда академия превратилась в университет, сразу перешла на факультет педиатрии. Помню первые свои практики. Сначала казалось, что все легко и просто, но уже с третьего курса стало ясно, что педиатрия — вещь ответственная. Я проходила практику и в школе, и как участковый врач. Было очень страшно, я боялась ошибиться. Дети-школьники кричат, смеются, а тебе их надо и принять, и успокоить, и определить, чем они болеют или, наоборот, не болеют. Дело серьезное».
Лиза, бабушка и дедушка по папиной линии
«Я характером пошла в бабушку, в папину маму. Она 36 лет проработала начальником отдела кадров. К ней все всегда обращались за советами. Все у нее должно быть четко, по распорядку. А дедушка всю жизнь посвятил журналистике: окончил МГУ, из Москвы его направили в Казахстан, они там с бабушкой прожили какое-то время и вернулись в Краснодар. Он работал в разных изданиях, в «Советской Кубани» в том числе. До сих пор пишет статьи в «Вестник ветерана». Он активный у нас, даже катается на коньках. Бабушка с дедушкой всегда находили, чем со мной заняться. Альбомы из открыток клеили. Пока дедушка работал, бабушка водила меня в цирк, в театр. А перед сном у нас была традиция: мы выключали свет, я вставала на подоконник и наблюдала за огоньками светофора на улице».
Лиза в фотоателье
«Такое фото есть у каждого краснодарского ребенка. Мне было года три-четыре, бабушка отвела меня в фотоателье, тогда это было модно. Помню, после этой съемки мы дождались дедушку и пошли гулять по парку, и он рассказывал мне, как обычно, что-то необычное. У дедушки всегда были такие истории. Например, о своем отце, моем прадедушке. Он был военный и во время блокады Ленинграда перевозил боеприпасы. В него попали, и он подорвался с этими боеприпасами. От него ничего не осталось, опознать его смогли только по кусочку фотографии в комбинезоне. На ней были запечатлены он сам и его жена».
Лиза, бабушка и дедушка по маминой линии
«Мамин папа с 14 лет начал работать и работал до последних дней жизни. Он был агрономом, а одно время даже директором колхоза. Простой и очень добрый человек. Все время со мной играл, всегда находил новые занятия. Ничему не учил, не давал советов, просто был со мной на одной волне. Можно сказать, в наших играх встречались два ребенка: я и дедушка. Помню, всегда говорил: «Все, десять часов вечера, Чубайс выключил свет, всем спать». Он машины любил, полностью сам собрал из ничего УАЗ. Уже когда дедушка умер, а машину эту выставили на продажу, там все было идеально — от двигателя до салона.
Бабушка работала школьным поваром. Для нее главное было, чтобы внучка была накормлена. Очень трудолюбивая, в огороде всегда ни одной травинки. Она очень вкусно готовит, особенно зеленый борщ, с детства люблю его. Готовит, а сама советы мне дает: «Ты, внученька, замуж не спеши, успеешь еще устать от стирки и готовки».
Бабушка с дедушкой очень любили друг друга: как в десятом классе познакомились на танцах, так и не расставались до самой смерти дедушки. Сколько я помню, они всегда работали. С пяти утра на ногах — и до позднего вечера».
Мама и папа Лизы
«Папа окончил институт сельхозтехники и поехал работать в Киев, там они с мамой и познакомились. Решили долго не тянуть и через полгода поженились. Вообще мама работала учителем физкультуры, но всю свою жизнь посвятила нам, трем своим дочерям. Ей было жалко первую дочку в садик отдавать, так она и осталась домохозяйкой. У нее постоянно новые увлечения: шитье, вязание, всегда себя в чем-то находит.
А папа постоянно снимал нас в детстве на видео. Как мы домашние концерты для родителей ставили. Он на гитаре песни играл, а мы пели, танцевали. Даже когда мы со старшей сестрой выросли и младшая родилась, ничего не изменилось: к нам приходили подружки, папа играл, мы снова пели, танцевали, и папа к нам присоединялся. А мама все время сидела на диване, наблюдала за нами и смеялась.
Детство у меня было замечательное. Во дворе мы всегда с друзьями устраивали спектакли для родителей, бабушек, дедушек. Писали сценарий, сами делали сцену, всех приглашали на премьеру и выступали. Со многими из этих дворовых друзей мы общаемся до сих пор. Одна из подруг пригласила меня как-то к себе, а там молодой человек, с которым я никак не хотела знакомиться: времени не было, да и желания. Но вот хитростью она нас свела. Познакомились — а там и свадьба, и трое детей. Наверное, это и есть судьба».
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5