Алина Гришкина
Встречи на том цвете
Образ смерти в мировом изобразительном искусстве
Творческие люди знают, что без смерти нет людей и нет творчества. Без мысли о том, что всему приходит конец, не создашь ничего вечного. Директор художественной галереи Кровь5 искусствовед Алина Гришкина иллюстрирует это соображение картинами. Она собрала и прокомментировала десять шедевров живописи, посвященных смерти.
Кристина Ботуэлл,
«Сердечная связь» (2013)
Зимой ты видишь борьбу камня со льдом. Хрупкость и незыблемость. Скульптуры Кристины — это сражение (или возрождение) духовного и телесного, переменный успех зимы и весны. Скульптуры кажутся на первый взгляд наивными, но таят в себе немыслимые запасы человеческой энергии.
Пол Кадмус, «Стрижка» (1986)
Перед вами хулиган и потомственный американский художник Кадмус. Стиль художников эпохи Возрождения он соединял с юмором и сатирой. Некоторые критики называли его «Мольером от живописи». Вот мы видим, как некий златокудрый ангел то ли стрижет пожилого мужчину, то ли вместе с волосами отсекает его жизнь. Что это — дружеская поддержка или подготовка к Страшному суду? В любом случае ерничают оба героя. А взгляд-то у обоих нездешний. Сквозь нас.
Борис Григорьев, «Лики мира» (1920–1931), деталь
Один из самых талантливых портретистов начала XXвека. Рисовал знаменитых писателей, артистов, режиссеров. Потом уплыл от революции на лодке и стал рисовать простых людей. Григорьев не мог просто нарисовать человека — его картины всегда отображают внутреннюю сущность. Вот перед нами чилийская сеньора, сдержанная и разумная. А вот она же слева — алчная и злая. Или та, кто придет за ней через некоторое время.
Аксели Галлен-Каллела, «Мать Лемминкяйнена» (1897)
Галлен — учитель Симберга. Тоже финн со шведскими корнями, лидер финского модерна. На этой картине разыгрывается эпическая сцена. Мир разделен по диагонали. Вот жизнь, вот кровь, а там — чернота и смерть. Дерзок взгляд матери. Вопрошает она: почему с ее сыном такое произошло? Почему же именно он, такой красивый, такой любимый, унесен из этой жизни?
Бен Шан,
«Мирный пейзаж» (1945)
Художник — американец литовского происхождения. Представитель критического реализма. Несмотря на мирное название, ощущение от послевоенной картины совсем не радостное. Смотришь на полотно и понимаешь, какой ты на самом деле маленький, одинокий и беззащитный перед стихиями и перед смертью.
Анри Руссо, «Война» (1894)
Конец XIXвека. Франция хочет вернуть Лотарингию и Эльзас. Отменяются военные льготы для учителей, старших учеников и семинаристов. Какое волшебное, лазоревое небо с цветочными тучками. Мохнатый ребенок верхом на каком-то муравьеде. А внизу — беззащитные (так перекликаются со сказочными облаками), раздавленные, еще живые тела людей.
Эндрю Уайет, «Весна» (1978)
Уайет называл себя «растерянным мальчиком». В 1945 году на железнодорожном переезде поезд раздавил машину с его отцом. Как мы видим, весна для Уайета — это время закутаться в одеяло и умирать, мечтательно глядя в небо. Может, в этом секрет вечности? К слову, сам Уайет прожил 91 год.
Хуго Симберг, «Смерть заслушалась» (1897)
Финский художник Симберг любил изображать Смерть. Она у него простая. И дело, в сущности, обыкновенное. Вот она пришла за страдающей душой. В пальто такая, даже цветы принесла. Со всем уважением. Уж и женщина на кровати ее ждет, повернулась. А сын не может отпустить мать. Завораживает Смерть игрой на скрипке. Хоть еще пять минут мать побудет с ним, пока звучит музыка.
Джованни Сегантини, «Злые матери» (1894)
Итальянец Сегантини был очень набожным человеком, и многие его картины рассказывают о грехах. Эта изображает злую мать — ту, которая могла быть матерью, но не захотела. Она как сухое дерево в безжизненном поле. Только холод давала своим детям, в вечном холоде и осталась. И правда, страшное зрелище.
Густав Климт, «Смерть и Жизнь» (1915)
Смерть у классика сгорбленная, тщедушная, завистливая. Жизнь — бурная, кипящая, клубок страстей. Будто зима ледяная шла и увидела бурлящую реку. И перейти ей эту реку не по зубам. Так и стоит она — ждет, пока разомкнутся объятия людей на той стороне.
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5