Мария Белова
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Несколько раз в год я провожу мастер-классы. Что-то вроде тамады для любителей искусства. Обычно меня зовут на какие-нибудь мероприятия вроде «Ночи в музее», случаются и новогодние праздники, и опенэйры. Меня даже на корпоратив один раз звали — елки мастерить из пуговиц, ниток и пивного картона.
А на «Ночь искусств» меня пригласили на мастер-класс в Национальный музей. Дело было перед Новым годом, потому решено было раскрашивать деревянные елочные игрушки: колокольчики, лошадки и лоси. Последние пользовались невероятным успехом. Мамы с детьми рисовали на боках лосей снежинки, клеили к ним пуговки и выписывали витиеватые узоры на рогах. Раскрасили уйму лосей. Наверное, пару десятков.
К лосям в Йошкар-Оле особое отношение. Они обитают в окрестностях города и не стесняются выходить к людям. И если в остальных городах России по улицам, как утверждается, ходят медведи, то у нас лоси. Они вольготно разгуливают по парковке торговых центров, заходят во дворы и опасно перебегают улицу на красный свет. Впрочем, это все по словам моих друзей и знакомых. Сама я видела лося один раз в лесу, когда собирала ягоды. Его большие красивые глаза глядели куда-то в даль, а я стояла, боясь шелохнуться, чтобы он меня не забодал.
Любовь к лосям в Йошке простирается до такой степени, что это благородное животное даже изобразили на городском гербе. Изначально там была лосиха. В 1781 Екатерина II издала указ «об утверждении гербов городам Казанского наместничества». Придворным художникам велели нарисовать на гербе лосиху, и это неспроста. Дело в том, что к концу XVIII века в России истребили практически всех лосей — но только не в марийских лесах. У нас, наоборот, их любили, уважали и даже доили, а молоко продавалось далеко за пределами марийского края. Лосей специально перевозили в другие леса — улучшать демографическую ситуацию. Но занимались этим отнюдь не художники Екатерины, которые рисовали герб. Они лосей (не говоря о лосихах) и в глаза не видели, а потому изобразили на гербе непонятное тощее существо, плод греховной любви кобылы и осла.
Сегодня вокруг нашего герба бушуют шекспировские страсти. Дело в том, что геральдический совет (который занимается российскими гербами и флагами) не хочет принимать новый герб города. Местные депутаты, в которых, очевидно, взыграло патриархальное начало, решили заменить лосиху на лося. Чтобы рога были видны на гербе издалека. Вот только по правилам геральдики символику принято менять после революций или военных переворотов. Чем это кончится, не знаю. Надеюсь, миром.
Следующую запись дневника я рекомендую читать на полный желудок или хотя бы с чайком под рукой. Потому что завтра я познакомлю вас с марийской кухней и даже поделюсь парой рецептов.
…
Словарь марийского донора
Шордо — лось
Шӧр — молоко
Озанлык — хозяйство
Авай — мама
Йоча — детский
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5