Я и традиции – Кровь5
26 июля 2019 г.
Я и традиции

Мария Белова

Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
Фото из Instagram Марии Беловой


У каждого из нас есть места силы — там, где человеку хорошо и спокойно. Мое место – Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. Туда я прихожу каждый год, наслаждаюсь видом на Волгу и понимаю, что не все так плохо, как я себе напридумывала.

В детстве я проводила в этом музее все лето. Мы с сестрой брали у родителей по 5 рублей на мороженое, а сами шли в музей. Тогда он казался огромным, а яблоки из музейного сада — самыми вкусными. Теперь каждый год я вожу туда своих друзей из Йошкар-Олы, показываю им избу «по-черному», кузницу, летнюю кухню и веду гулять на мельницу.

На одной из таких прогулок я попала на экскурсию. Экскурсовод увлеченно рассказывала, как марийцы сеяли лен и коноплю (тут хихикнул какой-то школьник), мяли их, делали нитки, а из нитей ткали полотно. Тут же, на манекенах, нам показали прекрасные национальные костюмы, с вышивкой и монистами.

Одежду марийцы делали преимущественно из конопли (смейся, школьник), шерсти овец и шкур животных. По праздникам надевали кожаную обувь (которую могли позволить себе только зажиточные крестьяне), а в обычные дни носили лапти. Ничего сложного в женском повседневном костюме нет — рубаха, передник, пояс, штаны и кафтан. Марийские женщины славились своей невероятной вышивкой без единого узелка, поэтому даже на обычной одежде для сенокоса красовались невероятные узоры. Но вышивка была не просто украшением. Узоры на груди охраняли женщину-мать, продолжательницу рода. А на головном уборе замужних, «шарпан-нашмак» (головное полотенце с очельем), женщины с помощью вышивки рассказывали историю своей жизни: из какой они местности, кто родители, богатая или бедная семья. Встречала я в своей жизни женщину, которая умела и читать эти витиеватые узоры. Жаль, контакты затерялись.

Но больше вышивки марийские женщины любили украшения. Всевозможные браслеты, цепочки, кольца. А какие носили монисто! Не монисто, а загляденье. Я вот тоже хочу собрать себе монисто, тем более, сейчас тренд на украшения с монетами.

Кстати говоря, национальные костюмы до сих пор надевают по праздникам или на свадьбы. Бывала я на одной свадьбе — впечатлений на всю жизнь. Жених собирает «свадебный поезд», берет музыкантов и едет за невестой. Крестный жениха угощает всех, кого встретит по пути. В это время подружки невесты собирают приданое в сундук. Жениха встречают с хлебом-солью. Гостей со свадебного поезда одаривают. Женщинам — платки, мужчинам — полотенце на плечо. За столом обычно кормят всю деревню. Столы ломятся от яств. Тут и традиционная марийская кухня, и знакомая всем селедка под шубой, и оливье. Невеста одаривает родственников жениха подарками, а потом вместе с «поездом» едет в дом жениха.

Перед уходом жених, прощаясь с тещей, кладет ей на грудь деньги. Руки жениха и невесты обматывают полотенцем – теперь судьба их связана. Со стороны жениха тоже принято одаривать гостей подарками, обычно это платки. Девушкам — на голову, мужчинам — в карман. Ну а потом можно ехать в ЗАГС, ставить печать в паспорт. Сколько же было выпито на той свадьбе, сколько песен спето! Аж ноги после танцев отказывались ходить. Люблю национальный колорит. 

Словарь марийского донора

Сӱаныште — свадьба

Качет — жених

Оръеҥ — невеста

Тувыретым — рубаха

Тур — вышивка


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Читайте также