Мария Белова
Потенциальный донор костного мозга, приглашенный редактор проекта КРОВЬ5
У каждого из нас есть места силы — там, где человеку хорошо и спокойно. Мое место – Этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. Туда я прихожу каждый год, наслаждаюсь видом на Волгу и понимаю, что не все так плохо, как я себе напридумывала.
В детстве я проводила в этом музее все лето. Мы с сестрой брали у родителей по 5 рублей на мороженое, а сами шли в музей. Тогда он казался огромным, а яблоки из музейного сада — самыми вкусными. Теперь каждый год я вожу туда своих друзей из Йошкар-Олы, показываю им избу «по-черному», кузницу, летнюю кухню и веду гулять на мельницу.
На одной из таких прогулок я попала на экскурсию. Экскурсовод увлеченно рассказывала, как марийцы сеяли лен и коноплю (тут хихикнул какой-то школьник), мяли их, делали нитки, а из нитей ткали полотно. Тут же, на манекенах, нам показали прекрасные национальные костюмы, с вышивкой и монистами.
Одежду марийцы делали преимущественно из конопли (смейся, школьник), шерсти овец и шкур животных. По праздникам надевали кожаную обувь (которую могли позволить себе только зажиточные крестьяне), а в обычные дни носили лапти. Ничего сложного в женском повседневном костюме нет — рубаха, передник, пояс, штаны и кафтан. Марийские женщины славились своей невероятной вышивкой без единого узелка, поэтому даже на обычной одежде для сенокоса красовались невероятные узоры. Но вышивка была не просто украшением. Узоры на груди охраняли женщину-мать, продолжательницу рода. А на головном уборе замужних, «шарпан-нашмак» (головное полотенце с очельем), женщины с помощью вышивки рассказывали историю своей жизни: из какой они местности, кто родители, богатая или бедная семья. Встречала я в своей жизни женщину, которая умела и читать эти витиеватые узоры. Жаль, контакты затерялись.
Но больше вышивки марийские женщины любили украшения. Всевозможные браслеты, цепочки, кольца. А какие носили монисто! Не монисто, а загляденье. Я вот тоже хочу собрать себе монисто, тем более, сейчас тренд на украшения с монетами.
Кстати говоря, национальные костюмы до сих пор надевают по праздникам или на свадьбы. Бывала я на одной свадьбе — впечатлений на всю жизнь. Жених собирает «свадебный поезд», берет музыкантов и едет за невестой. Крестный жениха угощает всех, кого встретит по пути. В это время подружки невесты собирают приданое в сундук. Жениха встречают с хлебом-солью. Гостей со свадебного поезда одаривают. Женщинам — платки, мужчинам — полотенце на плечо. За столом обычно кормят всю деревню. Столы ломятся от яств. Тут и традиционная марийская кухня, и знакомая всем селедка под шубой, и оливье. Невеста одаривает родственников жениха подарками, а потом вместе с «поездом» едет в дом жениха.
Перед уходом жених, прощаясь с тещей, кладет ей на грудь деньги. Руки жениха и невесты обматывают полотенцем – теперь судьба их связана. Со стороны жениха тоже принято одаривать гостей подарками, обычно это платки. Девушкам — на голову, мужчинам — в карман. Ну а потом можно ехать в ЗАГС, ставить печать в паспорт. Сколько же было выпито на той свадьбе, сколько песен спето! Аж ноги после танцев отказывались ходить. Люблю национальный колорит.
…
Словарь марийского донора
Сӱаныште — свадьба
Качет — жених
Оръеҥ — невеста
Тувыретым — рубаха
Тур — вышивка
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5