Lifesharing: новые стратегии бессмертия – Кровь5
Бюллетень
Выпуск № 5

Сергей Мохов

LIFESHARING:

новые стратегии бессмертия

Уильям Генри Фокс Тальбот, “Семена одуванчика”
Трудно представить, насколько проникли в нашу жизнь современные технологии. Теперь они участвуют не только в уборке, приготовлении и доставке еды, но и оказывают существенное влияние на наше тело. Всевозможные гаджеты научились считать наш пульс, измерять вес, уровень сахара, количество проделанных шагов, громкость храпа и так далее. Технологиям мы доверяем даже хирургические вмешательства: с их помощью мы увеличиваем грудь, укорачиваем нос, разглаживаем уши, уменьшаем объем жира — короче говоря, позволяем им менять наш облик.
Очевидно, что столь серьезные изменения в подходе к телу не только облегчили нашу жизнь, но и внесли значительные трансформации в наше представление о самих себе. Воспринимаем ли мы наше тело иначе, получая о нем бесконечное количество информации в режиме онлайн? Что наше тело значит для нас, когда практически все в нем можно заменить, исправить или скорректировать? Что есть вообще человек теперь? И, главное, изменилось ли его представление о жизни и смерти?

Смерть в Средние века и Новое время

На протяжении всей своей истории человек пытается ответить на фундаментальный онтологический вопрос: что происходит с ним после смерти? Мысленно охватив достижения античной и современной философии, можно выделить четыре основных сценария того, что же с ним все-таки происходит. А именно: полная смерть (ничего не происходит, человек — это его тело, раз тело умирает, значит, умирает и человек); бессмертие (после окончательной смерти тела душа продолжает жить вечно, тело — это всего лишь оболочка); воскрешение (душа возрождается в обновленном теле, смерть — это всего лишь временный разрыв); реинкарнация (душа перерождается в новом теле).

В Средние века человек предполагал, что главное в нем — душа, а тело — бренная оболочка, связь между ними зыбкая и хрупкая. Душа подлежала заботе и уходу через молитву, а тело — жесткому обузданию. Тело не ценилось, считалось источником греха, ему не придавалось особого значения. При этом средневековый человек искренне верил в физическое воскрешение после смерти и, как следствие, не слишком заботился о сохранности своего тела как в течение жизни, так и после нее. Именно поэтому церковные погосты содержались в безобразном состоянии: по ним разгуливал домашний скот, на них устраивались городские ярмарки и театральные представления, торговались проститутки. Мертвых хоронили без гробов, в общие могилы.

В раннее Новое время, то есть в XV–XVI веках, отношение к телу и к смерти начало серьезно меняться, обретая неожиданную значимость. Произошло это по нескольким причинам: Реформация и секуляризация общества; становление экспериментальной науки, провозгласивший культ наблюдения; вера в человеческую рациональность и в ренессанс опытной медицины. Все это позволило человеку по-новому взглянуть на собственное тело, и вплоть до XXвека он стремится сохранять тело в параноидальной неприкосновенности. Идея бессмертия связывалась с последующим физическим воскрешением как бы временно умершего тела, которое нужно, конечно же, оставить нетленным. Потому-то модерновая европейская культура смерти изобиловала всевозможными практиками бальзамации, роскошными гробами и семейными склепами — все ради сохранения живительной нетленности мертвого тела.

Леонардо да Винчи, “Тайная вечеря” (фрагмент). Фотография Леона Жерара. 

Технологии и современное бессмертие

Сегодня мы, собственно говоря, переживаем новую кардинальную трансформацию. Мы видим, как под воздействием технологий наше тело теряет свою сакральность и нерушимость. Незыблемые телесные константы подвергаются легкому и непринужденному изменению: сама идея человека как такового достаточно быстро оказалась сведена к одному органу — головному мозгу. Ведь все остальное можно изменить.

Соответственно, раз человек — это мозг, а тело всего лишь легко видоизменяемая оболочка, добиться бессмертия можно с помощью трансплантации человеческого мозга в новую телесную оболочку. Эта концепция уже находит проявление в движениях биохакинга, киборгизации и даже в криосохранении мозга. Люди стремятся контролировать тело, придавая ему статус управляемой машины. В то же время мы видим и другой, куда более радикальный футуристический взгляд, который вообще отрицает телесность как признак бессмертия, пусть хоть и в виде мозга.

Ханс Беллмер, фото из серии “Куклы” (1934)

Он рассматривает человека вообще вне материальной оболочки и понимает его скорее как функцию и опыт. Эта концепция низводит идею человека до набора личностных характеристик (опыта, эмоций, характера, особенностей языка), которые мозг всего лишь переносит, словно флэш-накопитель. В этом смысле наши уникальные особенности возможны в виде цифровой записи, сохраненной на электронных носителях или цифровых аналогах мозга (BlueBrainProject, TheHumanBrainProject). Все это, в свою очередь, приводит нас к формулированию идеи «цифрового бессмертия», когда каждый человек в недалеком будущем, возможно, обретет возможность записи и сохранения своей личности. Таким образом, идея бессмертия в нашем сознании напрямую связана с развитием технологий. Однако все это не более чем попытка продлить свое физическое существование. А вот современное представление о вечной жизни устроено намного сложнее.

Размывание индивидуальности, каршеринг и донорство

В представление о бессмертии активно вплетаются религиозные/спиритуальные практики и убеждения, в том числе и социального характера: например, вера в то, что человек после смерти живет в добрых делах и поступках, что человек продолжается в своих учениках или детях, или что человек продолжает жить в творчестве и объектах материальной культуры. Можно вспомнить замечательный фильм Акиры Куросавы «Жить», в котором рассматривается бессмертие через общественно полезное дело — создание детской площадки. Все это два классика психологии —Э. Олсон и Дж. Лифтон — называют символическим бессмертием. Это идея прогресса и будущего, постоянного накопления знания и опыта. В этом коллективном процессе может принять участие абсолютно любой человек, создавая свое long heritage, «долговременное наследие».

При этом, размывая границы нашего тела (о чем говорилось в начале), мы начинаем все больше размывать и границу между индивидуальным и общественным, позволяя последнему все глубже проникать в нашу жизнь. Это проявляется в таких, казалось бы, далеких от телесности практиках, как аренда жилья, смена места жительства, покупка одежды, каршеринг и отказ от долгосрочного планирования.

Человек и его тело, управляемое при помощи технологий, все больше сливается с другими людьми, рассматривая все происходящее вокруг как один нескончаемый процесс перехода из одного состояния в другое.

“За отмену работорговли”, американский дагерротип неизвестного автора, сер. XIX в.

Именно здесь пересекаются два современных онтологических «тренда». С одной стороны, мы наблюдаем потерю персональной телесности и, как следствие, утрату прежнего сакрального отношения к телесной оболочке (что в какой-то степени возвращает нас в Средние века). С другой стороны, перед нами стремительно развивается обобществление личной жизни за счет социальных сетей и всевозможных сервисов. На место индивидуального опыта приходит опыт коллективный, который с равным усердием сочувствует потере близкого человека, помогает выбрать новый утюг, найти свободную машину или выбрать партнера на вечер.

Все это, на наш взгляд, приводит к рождению нового уникального вида символического бессмертия, к которому безусловно имеет отношение и практика донорства: как крови, так и других тканей и органов. Тело, имевшее раньше необычайную важность для его носителя, становится как бы источником отдельных запчастей для коллективного разума. Жизнь обретает новое значение не через параноидальное сохранение своих тканей и органов для какого-то малопонятного физического воскрешения, а через насыщение, преумножение и сохранение поступающей информации. Здесь, в частности, проявляется и влияние цифровых технологий на человеческую природу. Так, каршеринг, основанный на идее рационального использования материальных объектов (в данном случае — автомобилей), распространяется и на наши тела: ради всеобщего удобства и повышения качества жизни можно и даже необходимо делиться тем, что у тебя есть, в том числе и частями тела.

Такова суть «лайфшеринга» — стратегии будущего бессмертия. Человек обретает его, сохраняя свои воспоминания и эмоции на виртуальных носителях, и в то же время продолжает жить в других людях, раздавая им кровь, клетки и органы, проходя символическую стадию «деления» и распространяясь во времени и пространстве до самого конца света. А может быть, и после конца.

Об авторе:

Сергей Мохов (29 лет, Москва) — социальный антрополог, стипендиат Oxford Russia Fellowship, издатель научного журнала о смерти и умирании «Археология русской смерти», коллекционер игрушечных катафалков и ведущий профильного инстаграма «Гробы и фиалки».

Фотографии А. Несходимова


Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5

comments powered by HyperComments
Стать донором Помочь донорам
Содержание бюллетеня