Точка опоры
Мария Идрисова рассуждает, как не стать злой и раздражительной, пока лечишься от лейкоза
Волонтер фонда, которая помогала мне подготовиться к первой трансплантации, как-то сказала: «Маша, только пусть у тебя за время лечения характер не испортится». Тогда я не совсем поняла, о чем речь, а она объяснила, что несколько ее прежних подопечных прямо у нее на глазах стали очень резкими, нервными, и раздражительными. С этого момента я стала внимательнее присматриваться к соседям по палате и отделению.
К выписке я сделала такой вывод: чаще всего пациенты, прожив долгое время в стенах больницы, становятся или жизнелюбами, или чрезвычайно раздражительными, или просто сильно уставшими.
Последнее очень даже понятно, такое лечение забирает все жизненные силы, а если у человека нет хобби, планов на будущее, мечты, то брать энергию ему неоткуда, хочется просто спать и не думать ни о чем.
Пока лечишься, жизнь состоит в основном из ограничений: замкнутое помещение, отсутствие личного пространства, вынужденное соседство, тяжелое лечение, невозможность выбирать, что делать, куда идти, что есть. Все регламентируется. При этом ты понимаешь, что только благодаря этим ограничениям будешь здорова. А когда это случается и ты вдруг свободна почти во всем, вот тогда жизнь воспринимается совсем иначе! В общем, жизнелюбы (я из их числа, чему очень рада) рождаются в лишениях, сформированных обстоятельствами.
Раздражительными становятся те, кому эмоционально тяжело далось лечение. Моя знакомая пережила лейкоз и трансплантацию, и это выбило ее из равновесия. Она срывается на любой вопрос родных о лечении или каких-либо его деталях. И очень из-за этого страдает. Но я ее понимаю, сама после обеих пересадок раздражалась от чрезвычайной опеки семьи. Мне очень хотелось чувствовать себя нормальным человеком, который сам все может. И если после первой трансплантации мама провела со мной на съемной квартире в Санкт-Петербурге около месяца, то после второй – около пяти-семи дней, после чего я настойчиво проводила ее домой и прекрасно справилась со всем сама.
По моим наблюдениям, есть одна очень важная точка опоры, которая помогает пережить все лечение, и у каждого она своя.
Это могут быть дети, супруги, родители, друзья, женихи и невесты, которые любят и ждут. Домашние животные, ради которых хочется скорее выздороветь, чтобы снова быть рядом. Учеба или работа, которую любишь. Хобби, которое лечит силой творчества и новых идей. Планы на будущее: у одного ремонт или покупка чего-то, у другого поездка в определенное место, а может, даже свадьба. Но самая забавная мотивация, которая работает безотказно, – грядки! Да, друзья, грядки и огород!
Дело в том, что я лежала в областной больнице, а это значит, что большая часть пациентов – сельские жители. Как же много раз я слышала телефонные разговоры своих товарищей по лечению с супругами или взрослыми детьми, которым давались четкие указания, как сажать, копать, поливать и полоть. Это в утреннее время, а в вечернее – снова звонок, чтобы узнать, как все прошло, и так каждый день! И какая любовь к каждому растению, как искренне они переживали и старались участвовать в их выращивании, будучи за много километров от родного огорода. Самая рабочая мотивация из всех, что я встречала!
Без этой точки опоры очень тяжело, это я точно знаю! Обязательно нужен план, и вообще не имеет значения какой, подойдет любой, лишь бы по душе! За него человек держится, на него опирается, и все мысли не о болезни, а о своем деле или близком человеке. Тем и лечишься, и выздоравливаешь.
Первая запись, где Маша рассказывает о мыслях накануне трансплантации.
Вторая запись Маши — про перелом в лечении.
Третья запись, где Маша рассказывает, как пациента после пересадки встречают обычные врачи.
Четвертая запись Маши — о ее таблетках, их цветах и размерах.
Пятая запись — о запретах и ограничениях врачей.
Шестая запись о том, каково это — перенести ТКМ прямо в разгар эпидемии.
Седьмая запись — о новом мироощущении, которое дарит лейкоз.
Восьмая запись — о том, как проходят у больных новогодние праздники.
Девятая запись — о неожиданных последствиях трансплантации.
Десятая запись: как меняется отношение окружающих к заболевшему раком.
Одиннадцатая запись — о том, что делать, когда узнал, что у тебя лейкоз.
Двенадцатая запись: как наслаждаться красотой момента, невзирая на лейкоз.
Тринадцатая запись — о соседях по палате и почему они очень важны.
Четырнадцатая запись — об опасности паники и о том, как ей не поддаться.
Пятнадцатая запись: Маша постепенно прощается со статусом пациента.
Шестнадцатая запись: воспоминания о самом приятном лечении — гормональном.
Семнадцатая запись — о врачах.
Восемнадцатая запись — о подготовке к трансплантации.
В девятнадцатой записи Маша рассказывает о больничной дружбе.
Двадцатая запись посвящена прощанию с лейкозом.
Двадцать первая запись — о том, как сказать о болезни маме.
Двадцать вторая запись — про неприятные последствия лечения.
Двадцать третья запись – об ожидании диагноза.
Об истории своей болезни Маша рассказывает в инстаграме.
Фото: Анна Иванцова
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5