Просто сил нет
Как во время лечения не утратить способность двигаться
Однажды я вышла на улицу прогуляться, присела завязать шнурок, а встать самостоятельно не смогла. Помог прохожий. Это было, когда я лечилась после рецидива. Моя соседка по палате столкнулась с точно такой же ситуацией вскоре после пересадки костного мозга. В магазине она хотела взять товар с нижней полки, присела – и тоже не смогла подняться. Ей пришлось упасть на колени и уже с колен пытаться встать с помощью рук. Но и это не получилось. Она расплакалась, подняться помогли другие покупатели.
В чем же проблема? Дело в том, что онкогематологические заболевания лечатся, как правило, очень долго, иногда человек находится в отделении несколько месяцев подряд. В этот период происходит постоянный прием химиотерапии и часто гормональной терапии. И то и другое способствует слабости мышц. Да и само заболевание подразумевает снижение показателей крови, в первую очередь гемоглобина, и, как следствие, опять же слабость. Низкая физическая активность становится ежедневной нормой. В результате всех этих обстоятельств происходит атрофия мышц.
Плохое настроение усугубляет это состояние. Да, связь есть! Когда наступает некоторая апатия, хочется лечь и ничего не делать.
Иногда пациент может валяться, почти не вставая, по несколько дней подряд. Кто-то лежит от физического бессилия, а кто-то просто устал морально.
У меня был такой период, когда я спала круглосуточно, в какой-то момент это стало так заметно, что медсестры начали беспокоиться, уговаривали меня поесть, но мне ничего не хотелось. Потом этот период прошел, и все наладилось. Но иногда пациент попадает в замкнутый круг: надо упражняться, чтобы быть в норме, но слабость просто не позволяет этого сделать, и человек продолжает лежать.
Поэтому, пока лечишься, обязательно нужно двигаться, ходить, выполнять элементарные физические упражнения ежедневно. Конечно, бывают такие осложнения, когда даже двигаться нельзя: боли, воспаления, высокая температура, совсем низкие тромбоциты и многое другое. Поэтому надо сначала спросить лечащего врача. А потом, уж если состояние позволяет, заниматься обязательно!
После первой трансплантации я была такой слабой, что, выписавшись из отделения, пролежала несколько дней подряд на съемной квартире и только потом начала расхаживаться. А все потому, что вообще не занималась и постоянно лежала. Но после повторной трансплантации все было наоборот: я вышла бодро и активно, с первого же дня выписки делала абсолютно все сама и почти в том же объеме, что и в обычном состоянии.
Спасибо врачу-реабилитологу из клиники имени Р.М. Горбачевой, которая почти ежедневно занималась с нами прямо в палате, – это очень помогло оставаться в тонусе.
Упражнения в основном были очень простые. Вращения ногами и руками в суставах, сгибание и разгибание пальцев, рук, ног, растяжка мышц, но самое главное – дыхательные упражнения, которые нужны обязательно для того, чтобы легкие работали и не было пневмонии. А еще в палате стоял велотренажер, на котором мы с соседкой упражнялись по мере сил. В основном без нагрузки вообще, но пару раз я крутила с минимальной нагрузкой.
Втягиваться получалось только одним способом: постепенно, каждый день заставлять себя понемногу двигаться.
Первая запись, где Маша рассказывает о мыслях накануне трансплантации.
Вторая запись Маши — про перелом в лечении.
Третья запись, где Маша рассказывает, как пациента после пересадки встречают обычные врачи.
Четвертая запись Маши — о ее таблетках, их цветах и размерах.
Пятая запись — о запретах и ограничениях врачей.
Шестая запись о том, каково это — перенести ТКМ прямо в разгар эпидемии.
Седьмая запись — о новом мироощущении, которое дарит лейкоз.
Восьмая запись — о том, как проходят у больных новогодние праздники.
Девятая запись — о неожиданных последствиях трансплантации.
Десятая запись: как меняется отношение окружающих к заболевшему раком.
Одиннадцатая запись — о том, что делать, когда узнал, что у тебя лейкоз.
Двенадцатая запись: как наслаждаться красотой момента, невзирая на лейкоз.
Тринадцатая запись — о соседях по палате и почему они очень важны.
Четырнадцатая запись — об опасности паники и о том, как ей не поддаться.
Пятнадцатая запись: Маша постепенно прощается со статусом пациента.
Шестнадцатая запись: воспоминания о самом приятном лечении — гормональном.
Семнадцатая запись — о врачах.
Восемнадцатая запись — о подготовке к трансплантации.
В девятнадцатой записи Маша рассказывает о больничной дружбе.
Двадцатая запись посвящена прощанию с лейкозом.
Двадцать первая запись — о том, как сказать о болезни маме.
Двадцать вторая запись — про неприятные последствия лечения.
Двадцать третья запись – об ожидании диагноза.
Двадцать четвертая запись: как не стать злой и раздражительной, пока лечишься от лейкоза.
Об истории своей болезни Маша рассказывает в инстаграме.
Фото: Анна Иванцова
Спасибо за ваше внимание! Уделите нам, пожалуйста, еще немного времени. Кровь5 — издание Русфонда, и вместе мы работаем для того, чтобы регистр доноров костного мозга пополнялся новыми участниками и у каждого пациента с онкогематологическим диагнозом было больше шансов на спасение. Присоединяйтесь к нам: оформите ежемесячное пожертвование прямо на нашем сайте на любую сумму — 500, 1000, 2000 рублей — или сделайте разовый взнос на развитие Национального регистра доноров костного мозга имени Васи Перевощикова. Помогите нам помогать. Вместе мы сила.
Ваша,
Кровь5